Страны ОПЕК

 

Министерство Общего и Профессионального Образования РФ

Тамбовский Государственный Технический институт

Кафедра «Экономики и управления»

Реферат по мировой экономике

на тему:

«Страны ОПЕК и их внешнеэкономические связи»

выполнила студентка экономического факультета группы Ф – 31

Борисова М. В.

Проверил: Молибог Ю. И.

Тамбов.

1999.

Содержание.
1. Введение
2. Экономическая и политическая деятельсть ОПЕК.
3. Взаимоотношения меж странами Персидского залива.
* Страны Персидского залива
* Ирано-иракский конфликт.
* Система безопастности.
* Западная Европа и Персидский залив
4. Иран – страна ОПЕК.
5. Заключение.

Введение.

практически в центре Вены на берегу реки расположилась штаб-квартира
Организации государств — экспортеров нефти, которую отлично знают в мире по сокращенной аббревиатуре — ОПЕК.

Для тех, кто входит в здание Секретариата ОПЕК, первое, что завлекает внимание, это 2,5х5 метров настенное панно "Вода жизни"
(гравировка по тиковому дереву), ставшее своеобразным мифологическим воплощением деятельности организации. В 1994 году Индонезия преподнесла его в дар ОПЕК. На панно изображено индонезийское божество Бхима (воплощение
ОПЕК), держащее сосуд с "водой жизни" (воплощение нефти) в окружении бессчетных персонажей (страны мира). В согласовании с легендой, духовный наставник поручил Бхиме отыскать "воду жизни", и последнему пришлось предпринять множество усилий, до этого чем поручение было выполнено.
Создатели произведения считают, что трудности, с которыми пришлось столкнуться Бхиме в собственных поисках, во многом созвучны с неуввязками, возникавшими перед ОПЕК за годы её существования в плане нахождения смысла её деятельности во благо народов государств — членов организации и интернационального общества в целом.

Для многих ОПЕК по-прежнему остается и загадкой, и эмблемой огромных, а в конце 70-х годов совсем огромных средств, когда стоимость на нефть достигала более 20 баксов за баррель.

ОПЕК была создана в согласовании с резолюцией конференции представителей правительств Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и
Венесуэлы, состоявшейся в Багдаде в сентября 1960 года. Поэтому число пять в ОПЕК символизирует пятерку государств — основоположников данной интернациональной организации. Позже её членство подросло до II за счет Катара, Объединенных
Арабских Эмиратов, Ливии, Алжира, Нигерии и Индонезии.

утомившись ОПЕК, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позднее в него не один раз вносились поправки.

Все одиннадцать государств находятся в глубочайшей зависимости от доходов собственной нефтяной индустрии. Пожалуй, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные доходы от туризма, леса, реализации газа и остальных сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

На долю ОПЕК сейчас приходится добыча 29 млн. Баррелей нефти либо около 40 процентов её мирового производства. По оценкам генсекретаря ОПЕК, эта доля возрастет к 2010 году до 45 процентов и достигнет более 50 процентов к 2020 году. Организация преследует следующие цели:

— Координация и унификация нефтяной политики стран-членов.

— Определение более эффективных личных и коллективных средств защиты их интересов.

— Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на глобальных рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих вред колебаний.

— неизменное уделение подабающего внимания интересам государств — производителей нефти и необходимости обеспечения: — устойчивых доходов государств — производителей нефти; — эффективного, рентабельного и регулярного снабжения государств-потребителей;

— справедливых доходов от инвестиций в нефтяную индустрия;

— охраны окружающей среды в интересах сегодняшних и будущих поколений.

другими словами, речь идет о том, чтоб объединенным фронтом защищать свои экономические интересы. По сути, ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть лишь члены-основоположники и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

неважно какая другая страна, в значимых размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в собственной базе схожие с интересами государств-членов, может стать полноправным членом при условии, что её принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Высшим органом является Конференция министров нефти государств ОПЕК, созываемая не реже двух раз в год. Она, как правило, завлекает к себе самое пристальное внимание не лишь прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция описывает главные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического воплощения и воспринимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по хоть каким вопросам, представляющим энтузиазм для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, — это министры нефти, добывающей индустрии либо энергетики).
Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

В настоящее время влиятельный пост президента Конференции занимает министр энергетики и шахт Алжира Ю.Юсфи. Генеральный секретарь, возглавляющий Секретариат ОПЕК, — Р.Лукман, бывший министр иностранных дел
Нигерии, а также нефтяных ресурсов данной страны. Политик, мощный экономист, умелый и узкий дипломат.

Ввиду возрастающего глобального спроса на нефть в абсолютном выражении, во все большей степени удовлетворяемого производителями нефти, не являющимися членами ОПЕК, организация в интересах заслуги собственных целей и реализации инициатив по содействию стабилизации интернационального рынка нефти обсуждает вопросы взаимодействия и с нечленами ОПЕК.

С 1991 года ОПЕК, ИПЕК (независящие страны — экспортеры нефти),
Европейский альянс и Международное энергетическое агентство проводят встречи по обмену информацией в области энергетики, промышленного сотрудничества, экологических заморочек, использования рыночных устройств и транспарентности нефтяного рынка. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими транснациональными нефтяными компаниями и их ассоциациями на разных конференциях и форумах. Важную роль в поддержании таковых контактов играется
Центр глобальных стратегических исследований ОПЕК в Лондоне.

Экономическая и политическая деятельность ОПЕК.

На волне больших доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд интернационального развития ОПЕК — многосторонний денежный институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству меж государствами — членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Международные университеты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут воспользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов стран- членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Роль ОПЕК в глобальных нефтяных делах общеизвестна. Кстати, 2000 год для
ОПЕК во многом этапный — страны-члены планируют отпраздновать сорокалетний юбилей собственной организации.

Разведанные запасы нефти в мире к началу 1999 года превосходят триллион баррелей[1]. Правда, есть и остальные числа. На долю государств ОПЕК, по имеющимся оценкам, приходится 77 процентов этих запасов. По мнению опековских экспертов, при нынешнем уровне производства нефти запасы в странах ОПЕК могут быть исчерпаны через 85—90 лет, в то время как у остальных производителей — в наиблежайшие 20 лет. Этот прогноз, очевидно, может претерпеть конфигурации в случае наращивания интенсивного внедрения новейших технологий. Но дает представление о тенденциях.

Как следует из оценок мирового энергетического обзора (МЭО-98), нефть будет продолжать доминировать в мировом потреблении энергии, причем возрастет доля её использования на транспорте. Потребление природного газа, как предполагается, значительно возрастет и к 2020 году сумеет достигнуть уровня потребления угля. Создание и потребление ядерной энергии стабилизируется; доля гидро- и других возобновляемых источников будет неприклонно расти, но при этом оставаться на довольно низких уровнях.
Ожидается, что общий спрос на энергию будет расти на 2 процента в год, а экономическая активность — на 3,1 процента в год. Выбросы 002 в атмосферу будут возрастать совместно с ростом первичного спроса на энергию, но при этом несколько быстрее, чем это наблюдалось ранее. Факторами, способствующими этому увеличению, следует считать стабилизацию производства ядерной электроэнергии и продолжающийся стремительный рост использования угля в
Китае и остальных странах Азиатского региона.

Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схематично максимально прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для государств-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита меж странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот.

В марте 1999 года на Конференции был принят предел добычи в 22 976 000 баррелей в день. Разбивка по странам представляет собой следующую картину:
Саудовская Аравия — 7 438 000, Иран — 3 359 000, Венесуэла — 2 720 000, ОАЭ
— 2 000 000, Нигерия — 1 885 000, Кувейт - 1 836 000, Ливия — 1 227 000,
Индонезия — 1 187 000, Алжир — 731 000, Ирак — сейчас не квотируется, Катар
— 593000.

таковая схема, беря во внимание роль государств ОПЕК в глобальных нефтяных делах, призвана держать рынок стабильным.

но в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и специалисты приводят множество разных обстоятельств этого резкого падения цен на нефть.
Многие склонны ложить всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября
1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки типо были выброшены дополнительные объемы нефти, и вышло понижение на нее цен.

но, по мнению генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана, схожий упрощенный и имеющий собственной целью ввести в заблуждение подход представляет собой не что другое, как попытку сделать из ОПЕК "козла отпущения". Он приводит следующие числа: в 1998 году (с января по октябрь) создание нефти странами — членами ОПЕК в среднем составило 27,8 млн. Баррелей в день, причем в октябре оно упало ниже 27 млн. Баррелей в день. Тот факт, что эти характеристики, даже с учетом огромных, чем ожидалось, размеров нефти из
Ирана, оказались ниже уровня производства ОПЕК в октябре — ноябре 1997 года
(то есть до упомянутой встречи в Джакарте), наглядно, по мнению генсекретаря ОПЕК, свидетельствует о том, что это решение ОПЕК никак не способствовало накачиванию рынков лишней нефтью.

Р.Лукман считает, что на самом же деле неувязка заключается в том, что ценовой кризис в нефтяной промышленности имеет непосредственное отношение как к предложению, так и спросу. Азиатский денежный кризис привел к резкому падению темпов роста спроса на нефть в регионе, который ранее в этом отношении являлся мировым фаворитом. Кризис этот заполучил такие масштабы, что характеристики прогнозов мирового экономического развития на 1998 год были пересмотрены и понижены с 3,5 процента (прогноз, сделанный в конце
1997 года) до 2,2 процента в настоящее время, причем тенденция к их дальнейшему пересмотру в нижнюю сторону вполне может сохраниться и дальше.
Результатом такового падения явилось понижение спроса на нефть в мировом масштабе. Видимо, с данной логикой можно согласиться.

Есть также и ряд остальных факторов, влияющих на динамику конфигурации цен, посреди которых можно назвать погодные условия и уровень имеющихся запасов нефти в странах-потребителях. К примеру, зима 1997/1998 года, выдавшаяся в северном полушарии теплее, чем традиционно, повлекла за собой определенное понижение спроса на топливо. Более того, с расчетом на холодную зиму были сделаны соответствующие запасы нефти, но, поскольку эти ожидания не оправдались, отпала необходимость в их полном использовании, в итоге чего в 1998 году эти запасы оказались на рекордно высоком уровне, тем самым, в свою очередь, оказав понижающее давление на динамику цен. К тому же возросший уровень экспорта нефти из Ирака, ставший вероятным в согласовании с мандатом ООН, также оказался выше, чем ожидалось ранее.

очень интересны оценки опековских профессионалов тех конфигураций, которые происходят в нефтяном мире за последние годы. Изменяется сам рыночный механизм, в котором фьючерсные сделки играются все огромную роль. Этому активно способствует компьютеризация. Детальная информация со всех уголков мира сейчас, как никогда, доступна для анализа. В итоге рынки стали транспарентными. Компьютеры революционизировали точность оценки уровней запасов, переработки, выпуска конечной продукции, а также отслеживание передвижения нефтяных танкеров. Все эти конфигурации в сочетании со рвением минимизировать "связанность капиталов" привели к заимствованию нефтеперерабатывающей индустрией у авто принципа "брать, когда необходимо". По мнению экспертов ОПЕК, это тоже внесло свою лепту в понижение цен на нефть за последние 18 месяцев и добавило неопределенности в инвестиционный климат.

В итоге цены на нефть упали до 9—10 баксов за баррель. По неофициальным данным, утраты государств ОПЕК за это время составили 50 млрд. Баксов, России — около 9 млрд. Баксов.

На 1997 год пришлись первые контакты постпредства России при интернациональных организациях в Вене с управлением ОПЕК. Дополнительно изучалась политика организации, прошли углубленные беседы с управлением организации. Объективно Россия, являясь одним из огромнейших в мире производителей и экспортеров нефти, была заинтересована в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке. Таковым образом, для диалога была база.

Контакты проявили, что страны ОПЕК открыты для взаимодействия. Более того, они заинтересованы в подкреплении собственных усилий по стабилизации рынка со стороны нечленов ОПЕК — государств больших производителей и экспортеров нефти.

24 июня 1998 года свершилась 105-я конференция государств — членов ОПЕК.
Россия в первый раз приняла роль в этом мероприятии в качестве наблюдающего. В этом же качестве были Мексика и Оман.

Обмен мнениями с аналитиками Секретариата ОПЕК показал, что маленький уровень цен на нефть с неким повышением может сохраниться до конца года, если сокращения государств ОПЕК, как и не входящих в эту компанию государств, не будут довольно глубокими. Ситуация на рынке была такая, что фактически полностью заполненные хранилища стратегических и торговых запасов государств — главных потребителей создавали дополнительные трудности на пути стабилизации рынка нефти.

Страны ОПЕК заявили о сокращении размера производства нефти на 1,355 млн. Баррелей в день. Мексика — на 100 тыс. Баррелей в день. Россия со собственной стороны объявила о решении уменьшить свой экспорт на 100 тыс. Баррелей в день. Цифра включала в себя объявленные в Москве сокращения в размере 63 тыс. Баррелей в день, а также учитывала сокращение экспорта наших нефтепродуктов в Европу. Таковым образом, общий размер сокращений государств
ОПЕК с марта 1998 года составил 2,6 млн. Баррелей в день, нечленов ОПЕК —
500 тыс. Баррелей в день. Всего — 3,1 млн. Баррелей в день. Решения вступили в силу с 1 июля 1998 года и действуют в течение года, то есть до 1 июля 1999 года.

На двустороннем уровне в ходе июньской конференции была достигнута договоренность об углублении практического сотрудничества Россия — ОПЕК, включая обмен информацией. В частности, речь шла об организации круглого стола по перспективам развития мирового нефтяного рынка. Эта договоренность была конкретизирована в ноябре 1998 года в ходе 106-й конференции. Тогда же было решено начать издание при поддержке ОПЕК и Минтопэнерго специального ежемесячного бюллетеня "Интерпетролеум": обзор глобальных энергетических рынков". Как ни удивительно, при неком перенасыщении русского рынка различного рода информацией аналитических материалов ОПЕК, содержащих серьезный анализ мирового нефтяного рынка и его тенденций, до сих пор не было.

В приветственном послании генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана изданию высказывались пожелания "фурроров в предпринимаемых им усилиях по обеспечению руководящих кругов русской нефтяной промышленности новой информацией о ходе развития нефтяных рынков мира, что, в свою очередь, будет способствовать росту взаимопонимания и созданию положительных возможностей для дальнейшего и более тесного сотрудничества в предстоящие годы.

В феврале 1999 года в Вене был проведен первый "круглый столик"
"Россия—ОПЕК" с ролью министра топлива и энергетики и генсекретаря ОПЕК.
В центре дискуссии находились вопросы, связанные с перспективами развития мирового нефтяного рынка, ценами на нефть, общими тенденциями развития глобальных энергетических рынков, неуввязками природоохранного характера, в том числе имеющими отношение к Ки-отскому протоколу. С русской стороны во встрече приняли самое активное роль ведущие нефтяные компании, а также ряд банков.

На круглом столе специалисты ОПЕК отмечали, что не берутся предсказывать развитие ситуации на энергетических рынках, и говорили только о вероятных сценариях. Более реалистичный из них, на их взор, базируется на росте мировой потребности в энергии и росте мировой экономики
1,5 процента в год. В итоге к 2010 году цены на нефть могут подняться до 19,4 бакса за баррель, а к 2020 году — до 22,5 бакса за баррель (в баксах 1998 года). В зависимости от глобальных последствий финансово- экономического кризиса в странах АТР и понижения темпов роста в ведущих индустриальных странах возможны как более пессимистические, так и более оптимистические варианты развития ситуации. Позитивную роль для ценообразования на нефть, на их взор, будет играться фактор стремительной урбанизации населения в азиатских странах.

Прогнозы ОПЕК перекликаются с оценками интернационального энергетического агентства, в согласовании с которыми стоимость стремительно пойдет вверх после
2010 года и будет где-то меж 19,7 бакса за баррель и 29 баксов за баррель^. Правда, опековцы, как видно, несколько более консервативны в собственных оценках.

Со стороны русских экспертов были обозначены перспективы развития отечественной нефтедобывающей индустрии. Особенный энтузиазм специалисты ОПЕК проявляли к принятию закона о разделе продукции и иным вопросам внутреннего налогообложения. Пользуясь случаем, ставили вопросы и по проблемам "каспийской нефти" в плане возможного действия на мировой нефтяной рынок. Было принято решение перевести подобные мероприятия на регулярную базу. Следующее заседание круглого стола запланировано на лето
1999 года в Москве.

Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и стоимость на нефть, по оценке неких экспертов, могла бы упасть до 6—7 баксов за баррель.

но, несмотря на известную стабилизацию рынка, к началу 1999 года стоимость по-прежнему была совсем низкой. Требовались новейшие серьезные усилия нефтедобывающих государств.

более рельефно результаты взаимодействия ведущих глобальных нефтяных держав, до этого всего ОПЕК и России, в целях стабилизации рынка проявились накануне 107-й конференции ОПЕК в марте 1999 года.

За несколько недель до начала конференции в Вене министры нефти пяти государств — Алжира, Ирана, Мексики, Саудовской Аравии и Венесуэлы — собрались в
Гааге и сделали заявление о планируемых дополнительных сокращениях нефти^.
чуток позднее аналогичное заявление было сделано и в Москве. Они были формализованы в Вене 23 марта 1999 года на Конференции министров нефти.

Сокращения государств ОПЕК составили 1,7 млн. Баррелей в день. Нечлены
ОПЕК заявили о сокращении на 400 тыс. Баррелей в день. Из них Россия уменьшит 100 тыс. Баррелей в день (экспорт нефти и нефтепродуктов) по отношению к уровню четвертого квартала 1998 года. Таковым образом, общие сокращения членов и нечленов ОПЕК составили 2,104 млн. Баррелей в день.
Решения конференции вступили в силу с 1 апреля 1999 года и будут действовать один год.

Всего же общий размер сокращений членами и нечленами ОПЕК с учетом решений, принятых в 1998 году, составил 5,2 млн. Баррелей в день. И рынок, наконец, отреагировал. Стоимость медлительно пошла вверх. За несколько недель до конференции после заявления в Гааге стоимость возросла на 3—4 бакса. Утром в день конференции она уже составляла 13,2 бакса за баррель, а вечером после её закрытия стоимость вплотную приблизилась к 14 баксам за баррель. По мнению экспертов ОПЕК, есть основание полагать, что к лету стоимость поднимется еще выше.

Движение мировой цены на нефть в один бакс за баррель в ту либо другую сторону значит для России сумму более полумиллиарда баксов.

Взаимоотношения меж странами Персидского залива.

Страны Персидского залива.

Порсидский залив. Какими лишь эпитетами не награждали этот paйон нашей планеты. «Стратегнческни центр», «дуга кризисов», «очаг перманентнон напряженности», «сфера жизненных интересов».
Регион, включающим в себя Иран, Ирак и шесть арабских монархических стран Аравийского полуострова — Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн,
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Оман, — исторически играется важную роль в мировои политике. С обнаружением в его недрах больших запасов энергоносителей к середине сегодняшнего столетия Персидскии залив превратился в один из принципиальных центров военно-политической, внешнеэкономической и денежной деятельности ведущих стран Запада и
России.

но вот уже долгое время дапнный регион лихорадит. Народы государств Персидского залпиа живут и наэлектризованной атмосфере, в неизменном опасении за свое завтра.

очевидно, сложнейший клубок заморочек и противоречий, породивших схожую ситуацию, появился но вдруг. У его истоков и обычное соперничество за экономическое и политическое влияние меж ведущими силами в регионе, и территориальные споры, н борьба огромнейших держав за военно-стратегическое доминирование, н обеспечение доступа к богатствам региона, и, наконец, религиозная, этническая и династическая рознь. И все же можно сказать, что свою остроту кризис в этом районе заполучил на рубеже
70-х н 80-х годов.

Далеко не однозначным событием для судеб региона явилась исламская революция 1979 г. В Иране. Покончив с антинародным шахским режимом и ликвидировав американское засилье во всех сферах жизни данной страны, новый режим в то же время не нашел правильных способов взаимоотношений со своими арабскими соседями. Провозглашенный им курс на экспорт исламской революции, на распространение шиизма по всему региону обострили арабо-иранские дела.

Подлинным бедствием для всех государств залива стала вспыхнувшая полтора года спустя война меж Ираном и Ираком. Она обернулась большими человеческими жертвами, принесла колоссальные разрушения н расходы. Боевые деяния перекинулись на акваторию залива, что создало серьезную опасность интернациональному морскому судоходству. Необычный размах получил интернациональный терроризм, жертвами которого оказались все без исключения страны данной зоны.

существенно активизировались в районе Персидского залива Соединенные
Штаты, объявив его зоной собственных стратегических интересов и стянув сюда армаду военнно-морскux сил. Их примеру последовали страны НАТО. Столь значимая концентрация иностранных военно-морских сил в относитслько маленьком по размеру аква бассейне превратила Персидский залив в собственного рода факел, готовый воспламениться в всякую минуту.

Обострение военно-стратегической обстановки в заливе совпало с осложнением дел на мировом рынке нести, предпосылкой чему явплпеь в первую очередь действня интернациональных нефтяных монополий, направленные против
Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК) и её нефтяной политики. Большую роль сыграли разногласия внутри самой организации относительно квот нефтедобычи и установления цен на нефть.

Разгоревшаяся ирано-нракская война наряду с политикой демонстрации мускулов, предпринятой западными державами, породила внутреннюю нестабильность в государствах, конкретно не затронутых войной, вызвала необычный рост милитаризации региона. В итоге военные расходы государств Персндского залива в расчете на душу населения оказались самыми высокими в мире (Саудовская Аравия — 2400 долл., ОАЭ — 2100, Катар — 1700,
Кувейт — 1200 долл.), Не говоря уже об Иране и Ираке, где военные расходы достигли умопомрачительных сумм. По данным западных источников, за годы прано- иракской войны Ирак затратил около 90 млрд. Долл., А Иран — практически 50 млрд. Долл.

Несмотря на то, что на сейчас война закончилась, милитаризация региона всё ещё длится. По итогам 1998 года на первом месте по официальному ввозу вооружения оказалась Саудовская Аравия. Она произвела закупки на сумму 10,5 млрд баксов.

Рост расходов на вооружение, а также сокращение поступлений от реализации нефти оказали существенное влияние на экономическое положение нефтедобывающих стран залива. Несмотря на сохранение внешних признаков процветания, государствам залива приходится в конце 80-х годов решать массу экономических, внутриполитических задач не в обыкновенной обстановке, а в условиях сложной интернациональной ситуации, в которой сказался регион.

Ирано-иракский конфликт, его действие на ситуацию в регионе.

Конфликт меж Ираном и Ираком имеет глубочайшие исторические корешки.
Территориальные претензии друг к другу, религиозные разногласия отмечались еще в тот период, когда Ирак входил в состав Османской империи. Первые пробы найти границу меж двумя государствами были предприняты в середине XIX в. В 1847 г. Меж турецким и иранским правительствами при посредничестве Великобритании н России был подписан Эрзерумский контракт, в согласовании с которым ирано-иракская граница была определена по левому иранскому берегу реки Шатт-эль-Араб. Эти гранины оспаривались Ираком множество раз, что и привело к крупномасштабной войне, начавшейся 22 сентября 1980 года. В январе 1984 года Ирак объявил северо-западную часть
Персидского залива районом боевых дейсвий. С 1983 года третьим участником конфлика стали США.

Это сильно отразилось на экономике. Если в 1980 г. Добыча нефти в
Саудовскою Аравии составляла 497 млн. Т, то в 1987 г. Этот показатель сократился более чем вдвое — 225 млн. Т; приблизительно в таком же положении находятся и остальные крупные производители нефти — Кувейт и ОАЭ. В 1980 г. Добыча нефти в Кувейте составляла 81.5 млн, т, в 1987 г.— 02,7 млн. Т. В
ОАЭ соответственно 82 и 47,5 млн. Т.

деяния США не ограничелись лишь на военном участии. Курс администрации Рейгана на ослабление влияния ОПЕК и удержания цен на нефть на низком уровне наряду с манипулированием курсом бакса отнюдь не приветствовался в арабских странах залива.В итоге снижалось доверие к
США как к военно-политическому и экономическому фавориту. На рынке вооружений в заливе всё уверенней утверждались ФРГ, Бразилия, Китай.

Характерным эмблемой утраты доверия к США стал перевод золотовалютных авуаров государств залива из США в остальные страны, в частности в Западную Европу и Японию, куда было переведено 32 млрд. Баксов из общей суммы 82 млрд. Долл.

США начали теснить японские и западноевропейское монополии, увеличившие размер экспорта в район залива при сохранении высокого уровня закупок нефти и газа. Наметилось существенное сокращение экспорта из США в арабские страны (в общем объеме американского экспорта доля этих государств понизилась с 1980 ло 1986 гг. С 8,2% до 3,8%).

Все это, совместно взятое, поставило в повестку дня вопрос об известном пересмотре либо корректировке американской политики в регионе. Экономические предпосылки для этого оказались США на руку. Из-за фактической девальвации бакса, сделавшей американские продукты более конкурентоспособными, в 1987 г. В первый раз за последние пять лет США увеличили свой экспорт в арабские страны на 2,36%.

Но в особенности впечатляющим был растущий размер импорта, в основном нефти. По сравнению с 1986 г. Рост импорта США из этих государств составил в
1987 г. Для Саудовской Аравии 20%, ОАЭ — 85. Кувейта — 85, а для
Омана—440%,

Саудовская Аравия, предоставив особые договорные цены четырем американским компаниям—партнерам по «Арабиен-америкэн ойл компани»
(АРАМКО). вновь стала третьим для США по значению (после Канады и
Венесуэлы) поставщиком нефти.

В странах Персидского залива находится 50 тыс. Американских людей, из которых 17 тыс. Человек работают на разных объектах, создаваемых с ролью 700 американских компаний и компаний.

США имеют планы по форсированию экспорта орудия и военный техники на
Ближний и Средний Восток. В частности, продажа американского орудия на
1988 г. Предугадывала его поставки в Саудовскую Аравию на сумму свыше 950 млн. Дол., Кувейт --40 млн., ОАЭ — 213 млн., В Бахрейн — 205 млн.
Значьте.Чьную часть военной техники составляют современные средства ПВО. Включая радары и оборудование по их модернизации, а также оснащение саудовских ВВС системой современной компьютерной связи «Линг-2», которая дозволила бы координировать деяния саудовских ВВС и ВМФ через самолеты
АВАКС с американским флотом в заливе.

Система сохранности.

обычно нестабильное ноложсннс в районе Персндского залива всстда выдвигало в качестве первоочередного вопрос, о разработке тут собственного рода системы коллективной сохранности. Эта тема не один раз дискуссировалась на встречах представителей всех восьми расположенных тут стран еще до иранской революции, но так и не получила продвижения. Покойный шах Ирана на выступал за заключение коллективного пакта безопастности под эгидой Ирана, против чего резко возражали Саудовская Аравия и Ирак, которые высказывались за проведение соответствующих мероприятий на двусторонней базе.

После иранской революции инициативу сотворения системы коллективной сохранности взяли на себя саудовцы, выдвинувшие тезис о том, что если под опасностью окажется сохранность одного либо нескольких стран, это скажется на сохранности всех других. Саудовская Аравия призвала к сотрудничеству в деле сотворения структуры коллективной сохранности. Она предложила установить обширное сотрудничество меж милицией и силами внутренней сохранности всех заинтересованных государств. В то же время мысль заключения военных союзов и оборонительных пактов меж государствами региона и иностранными державами отвергалась.

Пракцы давали создание арабских коллективных сил сохранности в районе залива. План иракцев предугадывал компанию совместного военного командования для управления этими силами, которое воспользовалось бы автономным статусом.

Султан Омана Кабус предлагал в конце 70-х годов вариант сотворения вооруженных сил для обеспечения сохранности залива с подключением ВМС США н ряда западных держав, деятельность которых финансировалось бы странами
Персидского залива.

Переговоры пылились в то, что 4 февраля 1981 г. Министры иностранных дел шести стран залива-Бахрейна, Кувейта, Омана. Катара, Саудовской
Аравии и ОАЭ прибыли в Эр-Рияд н провозгласили создание Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССГПЗ). Ирак не вошел в альянс, как позднее разъяснялось, из-за существенных различий в форме государственного правления, а Иран не был допущен формально из-за «языковой н этнической обособленности». Па деле же создание Совета явилось ответом на эскалацию ирано-иракского конфликта.

Было провозглашено, что конечная мишень — достижение единства во всех областях жизни входящих в Совет стран. И вправду, в различие от всех иных интернациональных альянсов н организаций, члены ССГПЗ имеют одну и ту же форму государственного правления. У этих государств не лишь общественная судьба, трудности, но и общие достоинства, которые выделяют их в отдельную группу посреди остальных арабских государств.

до этого всего они представляют собой мощнейшую финансовую и экономическую силу. Правительственные авуары «шестерки» в иностранных банках оцениваются в 190 млрд. Долл., Валютные резервы — в 204 млрд. Долл., Запасы нефти — в 348 млрд. Баррелей.

Осознание собственной социальной однородности, общности, забота о сохранении монархических структур в большой степени цементируют эту компанию, приводя к довольно высокой степени взаимодействия её участников в интернациональных и региональных делах, усилению влияния в деятельности Организации экспортеров нефти, в Лиге арабских стран,
Движении неприсоединения, организации Исламская конференция.

Разнонаправленные по своим положениям соглашения об экономической интеграции по плану обязаны привести к созданию рынка государств Персидского залива наподобие евро Общего рынка. Координация обхватывает все аспекты: индустрия, торговлю, деньги, сельское хозяйство.
Предусматривается ликвидация всех торговых барьеров меж государствами- членами, свободное движение капиталов и рабочей силы, общественная финансово- бюджетная и денежно-кредитиая политика. Планируется, что эти цели будут осуществлены к началу 90-х годов, но, судя по нынешнему положению в мировом экономическом хозяйстве, в том числе в странах залива, это очень оптимистичные сроки.

Экономика шести государств Совета значительно различается от экономики хоть какого крупного региона. Тут добыча нефти является основным источником доходов. На нее приходится более 47% ВВП. Преобладание нефтяного сектора достаточно точно отражает вклад отдельных стран в кооперативный ВВП данной организации. Так, Саудовская Аравия вносит около двух третей совокупного
ВВП — 64%. ОАЭ — 16%. Кувейт — 9%, Оман и Катар — по 4, Бaxpейн — З%.
но данной организации нe хватает своей технической базы, которая могла бы послужить фундаментом для промышленного роста. Внутренние рынки государств Совета ограничены и не соединены меж собой. Сложность в том, что каждых из них в отдельности быстрее нацелен на США и страны Запада, а не друг на друга. Национальные суждения пока еще одерживают верх над региональными. Индустриальные мощности, имеющиеся в странах кроме нефтяного сектора, употребляются всего на бЗ%, что безизбежно ведет к сокращению доходов и прибылей. Понижению темпов роста государственной индустрии.

Многое делается для того, чтоб преодолеть эти конкретные трудности.
Создан денежный механизм — инвестиционная компания государств Персидского залива, располагающая капиталом в 3 млрд. Баксов. Это не лишь показатель денежной мощи ССГПЗ, но также свидетельство появления интеграционных тенденций в сфере экономики. Более смелый проект в области инфраструктуры предугадывает стройку единой энергосистемы стоимостью 2 млрд. Долл., Которая свяжет национальные системы энергоснабжения таковых отдаленных государств, как. Скажем. Кувейт и Оман.

Экономика всех государств Совета зависит от правительственных расходов.
Главной движущей силой экономической деятельности в последние 15 лет служили подряды на стройку. В условиях ирано-нракской войны и нестабильности в заливе все страны уменьшили воплощение гигантских проектов развития инфраструктуры. Оборот торговых компаний, занимающихся строительными материалами, машинами, механизмами, сократился с 1983 г. По
1987 г. На 80%. Больше всего от экономического спада болеют как раз те слои населения, которые, по мнению монархических режимов, не различаются полной лояльностью, или не играются важноЛ политической роли. Как, к примеру, эмигранты. В то же время для собственного населения правительства этих государств не уменьшили дотации на электричество, воду, газ, главные продукты пнтания.

Самым характерным свидетельством экономического спада является сокращение поступлений от нефти, что составляет базу заморочек этих стран. В 1981 рекордном году шесть государств залива получили за счет нефти
156 млрд. Долл.; К 1985 г, из-за неуклоипого сокращения её добычи доходы от нее упали до 51 млрд., А в 1986 г.. Когда цены достигли особо низкого уровня, поступления от нефти составили 38 млрд. Долл. Сейчас при сохранении нынешней динамики, некой стабилизации цен на нефть эта цифра может составлять 50 млрд. Долл., Но уже это не те фантастические поступления начала 80-х годов.

Смягчать тяжелые последствия сокращения доходов от нефти эти страны могут благодаря наличию определенных доходов от инвестиций. К примеру,
Кувейт сейчас получает от собственного инвестированного капитала больше, чем за счет нефти и газа. Цена портфеля инвестиций Кувейта, по различным оценкам, составляет 100 млрд. Баксов. В конце 1987 — начале 1988 г.
Кувейт заполучил 20% акций у третьей по величине нефтяной монополии мира
«Бритиш петролеум».

Какое бы огромное значение ни имел экономический сектор для Совета сотрудничества, предметом его основных хлопот остаются жизненно принципиальные вопросы территориальной целостности входящих в него стран и государственной сохранности. Вот почему военный аспект деятельности ССГПЗ становится все более заметным, несмотря на то, что при разработке данной организации фавориты «шестерки» вполне искренне заявляли о том, что организация будет носить не военный, а экономический и денежный характер.
очевидно, в силу объективных событий сделать собственные надежные вооруженные силы, способные оборонять местность в случае возникновения серьезного конфликта, — это крупная неувязка. Общественная численность кадровых военнослужащих всех государств составляет всего 140 тыс. Человек. Вот почему страны залива делают все вероятное, чтоб восполнить недостаточную численность вооруженных сил закупкой новой военной техники, совершенного оборудования. По неким оценкам, страны Совета сотрудничества истратили на нужды обороны уже около 40 млрд. Баксов.

В итоге paйon, прилегающий к зоне Персидского залива, превратился в один из более насыщенных совремсипым вооружением регионов мира; на него приходится 70% сконцентрированного на Ближнем Востоке орудия.

очевидно, закупки орудия в таком масштабе еще теснее привязывают страны Совета сотрудничества к Западной Европе и Соединенным Штатам.
Западным странам и стране восходящего солнца только принципиально иметь дело с таковой организацией дружественных режимов единомышленников, которые были бы привязаны к Западу не лишь в финансовом, экономическом, торговом плане, но и в военно-стратегическом. Соединенным Штатам совсем бы хотелось созидать
ССГПЗ в роли военно-политического блока прозападной ориентации. В этом плане США стремятся не лишь поставлять орудие, но и расширять свое роль в реализации военных программ стран Совета.

Запдная Европа и Персидский залив

В отношениях западноевропейцев со странами региона проглядывало рвение внушить им мысль о том, что если военное присутствие Запада в регионе по каким-или причинам нежелательно, то единственной альтернативой обязано стать более тесное оборонное сотрудничество меж самими арабами, а также усиление с их стороны политической и денежной поддержки действиям
Запада по защите интернационального судоходства в заливе.

Было видно, что основную скрипку тут намеревалась играться Англия, опиравшаяся на свой обеспеченный опыт в этом районе. При этом Лондон в первую очередь позаботился о сбыте собственного собственного орудия и военной техники. В итоге Англии удалось заключить в 1988 г. С Саудовской Аравией «сделку века» — соглашение о поставках вооружения на сумму более 20 млрд. Долл.

Одним из каналов, по которым Западу оказалось с руки подталкивать консервативные арабские режимы к военной интеграции, стал Египет. Меж
Каиром н ССГПЗ с конца 1986 г. Возобновились контакты о воссоздании
Арабской организации военной индустрии. Изучается вариант поставки в страны залива западной, в том числе американской, техники, сборка которой осуществлялась бы в АРЕ.

В базе новой волны энтузиазма Западной Европы к странам залива лежат до этого всего экономические мотивы. У англичан и французов, в частности, отмечался неуклонный спад торговли со странами этого района, где все более уверенно ощущали себя компании Япония:, Южной Кореи, Тайваня (в 1987 г. Размер английского экспорта в эти страны, включая воюющие, снизился на 130 млн. Ф. Ст. По сравнению с предшествующим годом).

Западносвропсйцев начинают серьезно тревожить и долгосрочные перспективы, связанные с нефтью. С середины 90-х годов даже Англия начала импортировать нефть, н, по знатным прогнозам, к 2000 году эти потребности будут удовлетворяться на 40% за счет поставок из района залива.

Иран – страна ОПЕК.

В 1978 - 1979 гг. В Иране произошла антимонархическая революция. В итоге прекратила существование одна из наистарейших в мире монатхий, которая в 1971 г. Отметила своё 2500-летие.

Революция в Иране резко изменила международную обстановку в районе
Персидского залива и в регионе в целом. Более 60 тыс. Американских военных советников обязаны были покинуть эту страну. На её местности были закрыты американские военные базы, прекратилась деятельность американских тайных постов электронного шпионажа, в том числе за территорией СССР, расположенных вдоль ирано-русской границы. Иран вышел из агрессивного блока СЕНТО, предопределив тем самым его распад. Из Омана были выведены иранские войска, помогавшие подавлять там народное движение. Управление
Ирана заявило об отказе делать роль «жандарма» в Персидском заливе. Оно разорвало дипломатические дела с Израилем, ЮАР и Чили, аннулировало американо-иранский военный контракт 1959 г.

По приглашению ряда государств движения неприсоединения Иран вступил в эту компанию. Иранское правительство заявило о собственной поддержке справедливой борьбы арабского народа Палестины и открыло дипломатическое консульство ООП в Тегеране. В новой иранской конституции были зафиксированы принципы относительно полного искоренения колониализма и недопущения иностранного проникания в страну, ликвидации иностранного господства над иранской экономикой, отказа от размещения всех иностранных военных баз на местности Ирана.

скоро после революции правщие круги выдвигают тезис о равной ответственности империалистических и социалистических стран за углубление интернациональной напряженности и экономическую отсталость развивающихся государств. Иранские руководители начали ставить под колебание выгодность торгово-экономического сотрудничества с СССР. Предпринимались неоднократные пробы с иранской стороны очернить различного рода технические и экономические контакты Ирана с нашей государством.

Во внешнеполитической концепции Ирана был провозглашен один из основных тезисов нового режима «Ни Восток, ни Запад», который стал выдаваться исламскими фаворитами за нечто новое и неповторимое в современных интернациональных отношениях. Сразу в высших кругах иранского управления оформляется мысль о необходимости официального закрепления еще одного направления во наружной политике Ирана — экспорт «исламской революции». Эти концепции равномерно стали получать свое практическое воплощение во внешнеполитической деятельности поначалу правительства М.
Раджаи, а потом М. X. Мусави. Причем подобного рода практика воспринимала тотчас достаточно экстремистские формы. Исламский режим не лишь противодействовал установлению обычных отношений меж Ираном и большинством государств мира, но и объективно препятствовал развитию обычных отношений меж другими странами.

Многие капиталистические страны после революции в Иране пробовали заполнить «вакуум», созданный потерей Соединенными Штатами позиций в данной стране. Англия, ФРГ, Япония, Австралия, Италия, Швейцария и ряд остальных капиталистических государств прибегли к разнообразным приемам, чтоб заинтриговать Иран в поставке собственных продуктов и услуг. Они активно участвовали в торгово-промышленных выставках в данной стране, экспонируя продукты, нужные иранской экономике, заявляли о готовности закупать иранскую нефть на льготных для Ирана условиях, употребляли мельчайшую возможность для проведения официальных и неофициальных переговоров с иранскими руководителями. Но до конца 1982 г. Этим странам не удавалось основательно закрепиться в иранской экономике, чему в значимой степени препятствовали США, настаивавшие на соблюдении эмбарго на торговые дела с Ираном, а также внутриполитическая конъюнктура в стране.

После освобождения американских заложников и выплаты Ирану части авуаров, замороженных в американских банках, контакты меж Ираном и капиталистическими странами заметно оживились.

Первыми ощутили изменение иранской конъюнктуры ФРГ, Япония и
Англия, капиталы и продукты которых с конца 1982 г. Устремились в Иран.

больших фурроров в экономическом проникновении в Иран добилась
Япония. В 1983 г. Японский экспорт в Иран превысил 2 млрд. Долл., Увеличившись сходу более чем в 2 раза по сравнению с предшествующим годом.
Япония поставляет Ирану сталь, автомашины, текстиль, станки и оборудование.
Дешевые и качественные японские продукты все более теснят собственных конкурентов на иранском рынке. Огромным стимулом для проникания стране восходящего солнца в иранскую экономику служит принятый в Иране закон, согласно которому иностранные компании, покупающие иранскую нефть, имеют преимущественное право экспортировать в Иран готовую продукцию на сумму до 50% от цены закупленной нефти. Япония готова заключать выгодные Ирану бартерные сделки, тогда как, к примеру, другой наикрупнейший торговый партнер Ирана — ФРГ просит от него оплаты собственных поставок жесткой валютой. С помощью стране восходящего солнца Иран намерен восстанавливать свою нефтеперерабатывающую индустрия, в частности, выстроить нефтеперерабатывающий завод, аналогичный Абаданскому. Японские автомобилестроительные компании решительно берут под свой контроль стройку и реконструкцию иранских автосборочных заводов.

Что касается другого наикрупнейшго иранского торгово-экономического напарника ФРГ, то с середины 80-х товаророоборот меж двумя странами несколько уменьшился. В тоже время постоянно усиливалась активность западногерманских компаний, осуществляющих стройку в Иране.

не считая стране восходящего солнца и ФРГ Иран восстанавливает свои торгово-экономические дела с Англией, которая, формально не имея дипломатических отношений с данной государством, в тоже время проявляет в ней значительную экономическую активность.

скоро растет экспорт в Иран австралийских продуктов. Австралия является наикрупнейшим поставшиком продавольственных продуктов для Иранаю

С конца 1982 г. Иран вновь начал воспринимать роль в деятельности ряда интернациональных валютно-денежных организаций. В сентябре 1982 г. На ежегодном собрании членов МВФ в первый раз после революции находился и выступил министр экономики и денег Ирана. В октябре 1985 г. Высокопоставленная иранская делегация участвовала в сессии МВФ в Южной
Корее. Осенью 1985 г. Иран вернул свое членство в интернациональной торговой палате, которое прервал в 1979 г.

Необходимость завершения ряда объектов, начавших строиться до револющл, а также поиски выхода из тяжелого положения, созданного империалистической блокадой, подталкивали Иран к продолжению и развитию экономического сотрудничества со многими социалистическими странами. После революции Иран заключил торгово-экономические соглашения с ГДР, ЧССР,
СФРЮ, КНДР.

20 июня 1980 г. По итогам IX заседания неизменной советско-иранской комиссии по экономическому сотрудничеству был подписан в Москве советско- иранский протокол о дальнейшем развитии экономического, технического и торгового сотрудничества. Это был первый официальный документ, подписанный обеими сторонами после революции. Протокол предугадывал развитие таковых принципиальных областей, как темная металлургия, угледобыча и энергетика. Было достигнуто также соглашение о подготовке иранских кадров. Русские мастера продолжали работу на Исфаханском металлургическом комбинате, угольных шахтах, Эракском машиностроительном заводе, электростанции в
Ахвазе и т. Д. В конце 1982 г. Ими была завершена электрификация важнейшего участка трансиранской стальной дороги Джульфа—Тебриз протяженностью 147 км.

Важнейшим из заключенных советско-иранских соглашений явился подписанный 16 сентября 1980 г. Коммерческий контракт о взаимном транзите грузов через местность обеих государств. С подписанием этого документа был нанесен ощутимый удар по торговой блокаде, объявленной Ирану западными странами по инициативе США. Через местность СССР Иран начал получать значительную часть нужных ему привезенных из других стран продуктов.

В мае 1980 г. На совещании Организации Исламская конференция в
Исламабаде тогдашний министр иностранных дел Ирана допустил недружественные высказывания в адрес СССР, а 27 декабря того же года враждебные СССР силы сделали налет на русское посольство.

В итоге различного рода антисоветских акций, предпринятых исламскими властями, в течение нескольких последующих лет дела меж нашими странами не получали собственного дальнейшего развития, что заметно отразилось на всех сторонах советско-иранского сотрудничества. В частности, это привело и к значительному спаду в экономических отношениях. В стоимостном выражении товарооборот меж двумя странами сократился с 766 млн. Руб. В 1982 г, до
484,1 млн. Руб. В 1984 г. И до 347,9 млн. Руб. В 1985 г,

Ввиду того, что эскалация ирано-иракских военных действий стала угрожать сохранности русских профессионалов, работавших на экономических объектах в Иране, они были временно отозваны из данной страны.

В условиях падения цен на нефть и нестабильности капиталистического рынка Иран стал нести значимые утраты от свертывания экономических отношений с СССР.

Оживление двусторонних контактов меж Ираном и русским Союзом началось с осени 1985 г., Когда в Москве побывала иранская делегация во главе с директором экономического департамента министерства иностранных дел
Ирана

В сентябре 1986 г. После 6-летнего перерыва возобновила работу совместная советско-иранская торговая палата. На первом заседании данной палаты, состоявшемся 1 сентября 1986 г., Посреди остальных вопросов дискуссировался вопрос о расширении торговых отношений меж нашими странами и конкретные пути для значимого роста их взаимного торгового обмена. 12 Декабря
1986 г. В Тегеране был подписан протокол меж СССР и Ираном, предусматривающий расширение сотрудничества в области торговли, транспорта, рыболовства, остальных областях, а также регулярные контакты меж двумя странами на уровне министров.

С середины 80-х оживились экономические связи Ирана с ГДР. В
1985—1986 гг. Иран поставил ГДР нефти на сумму 100 млн. Долл., Получив из данной страны продуктов на сумму 87,7 млн. Долл.; 16% Иранского экспорта в ГДР составляют ненефтяные продукты. В июне 1986 г. Меж двумя странами подписан протокол, согласно которому их взаимный товарооборот в 1986—1987 гг. Составит 400 млн. Долл. Причем экспорт с каждой стороны будет равен приблизительно 200 млн. Долл.; 25% Экспорта Ирана в ГДР составят ненефтяные продукты, что очень принципиально для иранской стороны в условиях падения цен на нефть и решимости иранского правительства увеличить свой ненефтяной экспорт в целом с 500 млн. Долл. В 1985—1986 гг. До 1 млрд. Долл. В 1986—1987 гг.

В 1986 г. Подписан ирано-болгарский торговый протокол также на сумму в 400 млн. Долл. При этом иранский ненефтяной экспорт будет равен 20%, а экспорт нефти составит 1,5 млн. Т.

огромное промышленное стройку ведет в Иране ЧССР. С её помощью построены сахарные фабрики в Абадане, Ахвазе и Горбетхейдарие, ТЭС в
Мешхеде, машиностроительный комплекс в Тебризе, цементный завод в Исфахане и др.

Согласно иранской статистике, в 1985 г, из общего товарооборота Ирана
26,6% приходилось на развивающиеся страны, из них 16,2% — на исламские.
Иран достаточно активно участвует в интернациональных экономических совещаниях развивающихся государств, проводя основным образом мысль о необходимости сплачиваться перед лицом экономической экспансии развитых стран. На Х региональной интернациональной конференции по труду и социальным вопросам государств
Азии и Океании в 1985 г, Иран предложил организовать азиатский общий рынок для отстаивания общих интересов азнетских государств на интернациональной арене.

особенное значение Иран придает сейчас укреплению собственных связей с соседними государствами, бывшими союзниками шахского режима по блоку СЕНТО
— Пакистаном и Турцией. Он стремится к созданию региональной экономической и политической организации в составе трех стран и укрепляет двусторонние дела с ними. Наглядным примером такового сотрудничества является ирано-турецкое соглашение от 16 июля 1986 г, о строительстве нефтепровода из южной иранской провинции Хузестан до турецкого порта
Александрия на берегу Средиземного моря (длина этого нефтепровода 1900 км, мощность 1 млн. Баррелей нефти в день, цена 4,3 млрд. Долл.). Проект обязан быть завершен за 4 года. Издержки Ирана и Турции соответственно 2,5 и
1,8 млрд. Долл.

С 1997 г.Отмечается активизация деятельности русских компаний па энергетическом рынке Ирана. Есть компании, обычно работающие в Иране, к примеру ГПВО «Технопромэкспорт», который поставляет энергетическое оборудование и занимается строительством электростанций. Качественное улучшение в данной сфере деятельности вышло в связи с приходом на иранский рынок компании РАО «Газпром». Вместе с компанией «Тоталь» оно участвует в освоении 2-й и 3-й фазы месторождения «Южный Парс». Но деятельность РАО «Газпром» этим не ограничивается. У него подписано более
20 соглашений с Министерством нефти Ирана по разным фронтам сотрудничества (проекты подземных газохранилищ, экспорта иранского газа, поставки русского и другого оборудования, предоставление услуг в области нефти и газа, научно-техническое сотрудничество и др.)

О расширении деятельности РАО «Газпром» в Иране свидетельствуют его договоренности относительно месторождений «Сальман», «Хорсан». Планируется роль в 4-ой и 5-ой очереди месторождения «Южный Парс».

В последнее время энтузиазм к иранскому рынку показали следующие русские компании: в области нефти – «Юкос»; в области электроэнергетики
– АО «Энергомашэкспорт», «Энергомашиностроительная корпорация», выступающие вместе на внешних рынках.

Заключение.

Все страны ОПЕК находятся в глубочайшей зависимости от доходов собственной нефтяной индустрии. Пожалуй, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные доходы от туризма, леса, реализации газа и остальных сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в
Нигерии.

Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о рарвитии государств
ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь главным источником дохода государств,
«вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Но, как ни были бы значительны доходы от реализации нефти, непереработанное сырьё постоянно дешевле самого продукта. Исходя из понимания этого факта часть государств ОПЕК стала активней развивать обрабатывающую индустрия.

На сегодняшний день треть экспорта Ирана составляет продукция обрабатывающей индустрии. В данной группе продуктов более перспективными экспортными продуктами являются продукты газо- и нефтехимии, которые стали поставлять на рынок вступающие в строй нефтехимические комбинаты. Не так давно на Тебризском нефтехимкомбинате пущена линия по производству пластика нового поколения – разные модификации полиэстирина. На экспорт поставляются разные лаки, краски, технические масла, продукция металлургических комбинатов (к примеру, пущенный в Йезде комбинат выпускает 16 видов стали), картонной индустрии, цветной металлургии, которая содержит практичеки веть диапазон цветных металлов.

Литература.

1. Яковенко.А. Опек – знак огромных средств интернациональная жизнь, 1999,

№6, с 85-72.

2. Князев А.Г. Персидский залив: истоки напряженности, М.: «Знание», 1988,

64 с.

3. Дмитриев С.Б. Иран: современный этап развития, М.: «Знание», 1987, с 24-

64 с.

-----------------------
[1] Баррель равен 159 л




   Еще работы данной категории:


Территориальные особенности обеспеченности хозяйства Украины природными ресурсами (Контрольная)
Препадователь: Бычкова Н.Д. Контрольная работа по предмету :”Размещение производственных сил Украины” на тему:”Территориальные особенности обеспеченности хозяйства Украины природными ресурсами” Выполнил : студент....

Полиметаллические мощные сульфиды на современном морском дне
Полиметаллические мощные сульфиды на современном морском дне Резюме. Полиметаллические колчеданы на современном морском дне обнаружены в разнообразных тектонических обстановках на глубине от 3700 до 1500 м от аква поверхности.....

Путешествие по Лапландии
Путешествие по Лапландии Северная часть Финляндии — Лапландия — суровый край, в особенности зимой. Температура тут часто достигает -40°C. День, в нашем понимании этого слова, с ноября по январь продолжается в среднем два-четыре....

Афганистан
Афганистан Общие сведения Столица  Кабул популяция Ориентировочно 20,7 млн. Неизменных обитателей, около 6,5 млн. Афганцев в настоящее время проживает за пределами страны. Государственный состав....

Форосская церковь
Форосская церковь Форосская церковь - жемчужина и визитная карточка Южного берега Крыма, горный уголок, где встречаются Небесные и Земные силы, где кажется, будто Бог ступает собственной легкой воздушной ступней, либо....

США
ЭГП По местности США превосходят всю Западную Европу, но усту­пают России. Страна в административном отношении состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Главные 48 штатов распо­ложены в южной половине американского....

Константы балканской политики в XXI веке
КОНСТАНТЫ БАЛКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В XXI ВЕКЕ Не дело ученого вмешиваться в политические дела, но очень неожиданный оборот балканского конфликта, связанный с вооруженным выступлением НАТО против Югославии весной - летом 1999 года,....

Особенности размещения компаний сервиса
Содержание Введение. 3 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ компаний СЕРВИСА 7 1.1. сервис населения - предмет исследования экономической и социальной географии. 7 1.2. Экономико-географические способы сравнения....

Жизнь и деятельность В.К. Арсеньева
ПО ГЕОГАФИИ Ученицы 9 «Б» класса Хохловой ЕвгенииОглавление Жизнь и деятельность Арсеньева……………………….3 – 16Заключение……………………………………………………17 – 18 Литература…………………………………………………..19ЖИЗНЬ И....

Рыбинское водохранилище
СОДЕРЖАНИЕ Введение мишень работы задачки работы короткое содержание работы некие свойства использованных технических средств Использованные материалы и средства обработки I. Методика....

Развитие производительных сил
Развитие производительных сил Шпаргалка по экономической географии Автор - Дмитрий Толокновский КЭИ КНЭУ, г. Симферополь, Крым 1. Объект, предмет и теоретические базы исследования дисциплины «РПС....

Древняя Австралия
древняя Австралия Известия об Австралийском материке начали доходить до европейцев достаточно давно, но первое европейское поселение появилось в Австралии лишь в самом конце XVIII века. Так что история страны насчитывает чуток....