Материалы песочной терапии

 
ВВЕДЕНИЕ
В данной главе рассматриваются две группы материалов. К первой группе относятся песок и вода.Они являются естественными природными веществами и находятся в хоть какой экологической системе. В песочной терапии материалы первой группы могут употребляться либоотдельно друг от друга, сохраняя при этом свои неповторимые характеристики, или совместно, в итоге чего они меняют свои характеристики и сформировывают третий материал.Ко второй группе материалов относятся разные предметы, используемые в песочной терапии. Все они владеют определенным содержанием, делятся на разныегруппы и вызывают у клиента разные реакции.
ПЕСОК И ВОДА
Песок
Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песочные пляжи имеются вовсех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в итоге её размывания водой и образования трещин. Дальнейшеедробление фрагментов породы на более маленькие части и их шлифование происходили в итоге действия на них воды и ветра. Отдельные песчинки, соединяясь изатвердевая, сформировывают осадочные породы, которые, в свою очередь, могут вновь подвергаться фрагментации. Часто песок океанских побережий содержит мельчайшиераковины и фрагменты скелетов морских животных, многие миллионы лет назад подвергшиеся разрушению и шлифовке (Mack and Leistikow, 1996). Они являютсясвидетельством существования форм жизни, некогда обитавших в воде, которая являлась для них домом.
Песок может быть совсем маленьким и белым, желтым и коричневатым либо даже практически серым либо красноватым. В песочнице белый песокформирует нейтральный контрастный фон, на котором отлично видны камешки, раковины и миниатюрные фигурки. На фоне более темного песка цвета естественных предметови миниатюр "скрадываются", и их формы выделяются не столь отчетливо.
Песок является бесформенной массой отдельных гранул,перемещающихся под действием внешних сил. При смешивании с водой песок дозволяет лепить устойчивые трехмерные формы, создавать поверхности с различнойтекстурой, выкапывать ямы, зарывать и выкапывать предметы, а также, капая влажным песком, создавать фантастические замки. Песок образует естественнуюграницу меж океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивую, непреходящую базу бытия - то, чтоподдерживает, питает и включает в себя все формы жизни.
Особенности игры с песком определяются его качествами.Если речь идет об игре с песком на пляже, то в работу может быть вовлечено все тело, которое чуть прикрыто одеждой. Человек может лежать на песке, и это тожесвоего рода работа с ним. В психотерапевтическом кабинете песочница представляет собой одну из разновидностей невербальной символической игры. Приэтом с песком контактируют одни только руки. Человек не выбирает песок - он уже заполняет поднос, так же как человеческая сущность "заполнена"плотью. Так же как тело, песок можно почувствовать, прикасаясь к нему. Песок символизирует бесформенность, за которой следует этап сотворения форм, чтопроисходит на каждой сессии.
традиционно на подносе находится вполне определенное количество песка. Это является метафорой или того количества материи, котороеимеется во Вселенной, или той энергии, которой располагает человека. Песок, так же как материя и энергия, может переходить из одного состояния в другое иперемещаться в новое место. В природе под действием воды и ветра он может передвигаться на огромные расстояния, и в то же время постоянно является частью общейземной субстанцией.
В процессе психотерапии энергия клиента направляется и перераспределяется более умеренно, что символизирует перемещение клиентомпеска из одной части подноса в другую от сессии к сессии. Ровная поверхность песка говорит о равномерном распределении энергии. Хоть какое давление руки на песоквызывает нарушение равновесия и определенное напряжение в композиции: появление более высоко и более низко расположенных участков; скопление песка в однойчасти и уменьшение его количества в другой; формирование горизонтальных и наклонных плоскостей и т. Д. Весь песок может быть сдвинут в одну частьпесочницы. Это создает скопление песка, отчетливо выделяющееся на фоне голубого цвета внутренней поверхности подноса: полуостров в центре, окруженный со всехсторон водой; песочный участок на одной половине подноса, в то время как другая представлена голубым цветом; песок, обрамляющий голубое пространство в центрепесочницы.
Песок может вызывать ассоциации со зноем, холодной водой, наготой, похоронами либо строительством. Некие клиенты избегаютпользоваться песком, как будто его пластические характеристики никак ими не восприняты. Такие клиенты воспринимают песок так же, как столик либо пол, в итоге чегоего пластические и тактильные характеристики остаются неиспользованными.
Вода
Без воды нет жизни. Две трети нашей планеты покрыто водой, а человеческое тело на те же две третисостоит из нее. Человек потребляет больше воды, чем другие наземные существа. Человеческий плод развивается в амниотической воды. Выражение разнообразныхчеловеческих чувств ассоциируется с различными жидкостями - слюной, слизью, позже, слезами, мочой и кровью. Вода изменяет свою форму под воздействиемтемпературы и гравитации - испаряется, замерзает либо течет. Её разные агрегатные состояния являются метафорами человеческих чувств. В повседневнойречи слова, обозначающие характеристики воды, часто употребляются как метафоры, к примеру: "прозрачный намек", "плыть по течению","мелко плавает" и т. Д. Вода отражает то, что находится вне её; поддерживает то, что лежит на её поверхности и дозволяет верно созидать то, что находится в еетолще. Клод Моне, французский импрессионист, предназначил последние годы собственной жизни изображению водяных лилий, плавающих на поверхности водоемов. Его картиныпередают тройственное свойство воды - способность отражать, быть прозрачной и поддерживать на поверхности расположенные на ней растения (Wildenstein, 1996).
Вода издает разные звуки, включая капель, приятное журчание, успокаивающий шум ручья либо прибоя, могучий грохот прилива иштормовых волн. Не имея способности течь, вода преобразуется в болото. Она растворяет разные вещества и изменяет их характеристики. Размывая породу, водапревращает её в песок, перенося и накапливая его потом на берегах рек и океанов. Она очищает и охлаждает, но может проливаться на землю бурнымипотоками в виде дождя либо наводнений. "Неважно какая вода символизирует Великую Мать и ассоциируется с рождением, дамским началом, вселенским чревом, первичнойматерией, водами плодородия и обновления, а также с основой жизни" (Cooper, 1978, р. 188).
Райс-Минухин (Ryce-Menuhin, 1992) сравнивает процесс психического развития с течением воды, ссылаясь на перевод 29-й гексаграммы(где речь идет о Водах пучины) из "Книги перемен" (Wilhelm, 1951, р. 115):
Она течет и течет, заполняя все пространства; она непытается обойти стороной опасные места либо обрывы; ничто не может отнять у нее присущих ей свойств. Во всех обстоятельствах она остается верной себе самой.Так серьезное следование истине в сложных ситуациях дозволяет сердцем понять суть происходящего, а когда суть происходящего постигнута сердцем, линияповедения складывается сама собой.
Кальфф сравнивает изображение клиентом потока, увлекающего за собой камешки, с описанием текущей воды в "Книге перемен":"Вода течет непрерывно и достигает собственной цели. Она течет и нигде не накапливается. Она не утрачивает собственных параметров даже тогда, когда течет вопасных местах" (Kalff, 1980, р. 79).
Песок и вода
Песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Оба этих вещества есть снезапамятных времен, лишены каких-или границ и пребывают в неизменном движении. По отдельности они нескончаемо передвигаются и текут под воздействиемгравитации и атмосферных действий. Находясь в жидком виде, вода лишена какой-или определенной формы. Песок является плотной субстанцией и также неимеет формы. Соединяясь, песок и вода могут образовывать устойчивые формы либо преобразовываться в грязь в тех вариантах, когда воды больше, чем песка. Аналогичнымобразом, испытывая сильнейшие чувства, человек утрачивает равновесие. Содержащие воду изобразительные материалы, такие как акварель, гуашь и глина, способствуютвыражению чувств, в особенности, если употребляются довольно свободно. Вода находится в песочнице, но она впитывается в песок, делая его влажным.Время от времени, когда клиент желает пользоваться очищающими качествами воды и почувствовать её движение, у него возникает желание употреблять её в чистом виде. Внекоторых вариантах можно предоставить ему такую возможность, наполнив водой какую-или емкость.
ПРЕДМЕТЫ ПЕСОЧНИЦЫ
Содержание и характер предмета являются для клиента "психическим материалом". В качестветакого "психического материала" предметы делятся на различные группы, в зависимости от их внешних признаков. Не считая того, при выборе предметов клиентруководствуется материалами, из которых те изготовлены. Ниже перечислены предметы, которые нужно иметь при проведении песочной терапии. Традиционно ихнабор включает разные исторические и современные фигуры и объекты, отражающие обыденную действительность, религиозные представления и мир фантазии. Естественныеприродные объекты составляют необыкновенную группу. Набор предметов, используемых в песочной терапии, был бы "безжизненным", если бы в него не входилитакие предметы, как камешки, кости, раковины, ископаемые фрагменты, минералы, дерево, солома, семечки, сухие цветы и листья, обработанное водой стекло, перьяи т. Д. Изготовленные человеком предметы могут быть сделаны из пластмассы, резины, сплава, обожженной глины, стекла и остальных материалов методом литья илиштамповки, а также вырезаны вручную из дерева либо камня.
Существует качественная разница меж предметами,созданными самой природой, без роли человека, и теми, которые являются продуктом его деятельности. Естественные предметы и материалы возникли врезультате природных действий, протекавших, может быть, многие миллионы лет, либо - такие, как растения - выросли из упавшего в землю зерна, и поэтомусимволизируют человеческие характеристики, которые проявлялись в силу естественных действий и при наличии соответствующих условий. Может быть, клиент обратился запсихотерапевтической помощью в связи с тем, что ему не удалось воплотить свой природный потенциал. Ему хочется добиться этого и достичь гармонии иопределенных конфигураций в собственной жизни, используя заложенные в его психике способности саморегуляции (Jung, 1916/1958, CW, par. 159).
Выбирая песочницу, а не набросок либо живопись, клиент тем самым стремится установить контакт с заложенным в нем природным началом, инапротив, выбирая набросок либо живопись, он желает сохранить более тесную связь с человеческой культурой. В первом случае человек будет работать преимущественнона внутреннем, первичном уровне, а во втором случае - на внешнем, культурном.
Естественные природные объекты и материалы используютсяв ходе разных ритуалов, медитации и других практиках во многих частях света. В культуре североамериканских индейцев отысканные в природе камешки и деревья,напоминающие фигуры животных (время от времени их специально вырезают из этих материалов), употребляют в качестве талисманов, при медитации, с целью исцеления - для помощиотдельным лицам либо племени в целом (Bennett, 1993). Наблюдения за жизнью животных послужили основой для бессчетных легенд о качествах различныхживотных и присущем им знании законов жизни. "Призывая в качестве собственного ассистента то либо другое животное, человек пробует установить гармоничныеотношения с теми свойствами, носителями которых это животное является" (Sams and Carson, 1988, р. 13). Разнообразные тотемные столбы на северо-западеАмерики, символизирующие предков, обеспечивают племенам защиту и покровительство и требуют уважительного дела. "Личный тотемныйстолб" - психотерапевтический способ, разработанный трансперсональным психологом Галлегос (Gallegos, 1990). Он связан с исследованием образов семиживотных "тотемного столба", находящихся "внутри нас". Эти животные ассоциируются с семью чакрами, либо энергетическими центрами,расположенными вдоль вертикальной оси человеческого организма (Ousley, 1949). Данный способ в определенной степени связан с способом активного воображенияЮнга. Отысканные археологами в различных частях мира куклы и фигурки животных отражают потребность людей древности употреблять эти предметы в качествепосредников при общении с миром природы и определенными качествами собственного внутреннего мира. Эти предметы использовались для игры либо в различныхритуалах, "становясь тем самым транзитными объектами меж людьми и богами либо меж людьми и их чувствами" (Steinhardt, 1994, р. 205). Такимобразом, стают понятны привлекательность, которой владеют в наших очах разные предметы, и то, почему выбираемые клиентом в ходе песочной терапиипредметы либо фигуры животных обозначают его определенные личные свойства. Их выбор также отражает потребность в самовыражении и исцелении, достигаемыхблагодаря установлению человеком внутренней связи с свойствами соответствующего предмета либо животного.
Эмоциональная привязанность к предмету
посреди различных форм креативно-экспрессивной терапии арт-терапия является единственной, позволяющейтрансформировать внутренние виды в настоящие объекты. Изобразительный продукт и песочная композиция создаются в защищенном пространстве психотерапевтическихотношений. Изобразительный продукт и песочная композиция остаются в кабинете до конца сессии. Время от времени клиент выражает желание взять созданное изображение домой.Разумеется, что он не может забрать с собой песочницу, хотя вполне в состоянии забрать миниатюрный предмет, представляющий для него необыкновенную ценность. Дляклиента это может представляться значимым по двум причинам: во-первых, предмет является свидетельством развития у клиента способности к созданиюхудожественных образов; во-вторых, он отражает рост самоуважения клиента, доверие к психотерапевту, его поддержку, обеспечивающую психическуюустойчивость клиента в процессе творчества.
Забирая предмет домой, клиент, но, не застрахованот того, что он вызовет критические замечания либо, напротив, полное равнодушие окружающих, или будет поврежден либо утерян. Все это может обесценить опыт,полученный при работе клиента с этим предметом, подорвать его самоуважение и доверие к процессу сотворения художественного вида, протекавшего в присутствиипсихотерапевта. Если же клиент уносит с собой не конкретный объект, а его внутренний образ, связанный с действием сотворения изобразительного продукта илипесочной композиции, то этот образ будет не подвержен внешним влияниям. Ассоциирующийся с ним положительный опыт психотерапевтических отношений станетвнутренним достоянием клиента, и он сумеет пользоваться им в разных ситуациях, не связанных с психотерапией. В то же время клиент сначала не можетне созидать различия меж самим объектом и его внутренним образом и заявлять о собственном желании иметь конкретный предмет, напоминающий ему о психотерапевтическойработе, будь то созданная им миниатюра, текст либо набросок, который он мог бы взять с собой в качестве талисмана.
Изготовление миниатюры
Недорогие миниатюры традиционно сделаны из пластмассы. Они не боятся воды, достаточно прочны, разрешают передаватьмелкие детали и употреблять красители. Есть и недорогие наборы пластмассовых миниатюрных фигурок, изображающих диких либо домашних животных,солдат и военную технику, ковбоев и индейцев с вигвамами, кактусами и тотемными столбами. Остальные наборы схожих миниатюр могут включать персонажей популярныхфильмов либо библейских персонажей. Традиционно бывает тяжело отыскать изображения девочек и женщин за исключением тех случаев, когда фигурки изображаютперсонажей мультфильмов. Более дорогие наборы миниатюр, изображающие мебель и персонажи кукольного дома, участников определенных исторических событий иливоенных действий, традиционно делаются из фарфора либо сплава. Их высокая цена и хрупкость мешают их использованию в песочной терапии.
Выбор клиентом той либо другой готовой миниатюры отражает его потребность в исцелении и связан с характером и символикой выбраннойфигурки. Выбирая пластмассовые либо резиновые фигурки, клиент традиционно ориентируется не на материал, из которого они изготовлены, а на характер фигуркии сюжет создаваемой сцены. Металлические фигурки владеют различной достоверностью в изображении характера образов. Часто металлические сувенирыпродаются в местах, более частенько посещаемых туристами. Они изображают исторических деятелей, строения, священных животных или представляют собойдекоративные шкатулки и декорации различного свойства. Некие из этих изделий соединены с местной традицией и не могут быть приобретены в остальных частях света.Металлические солдатики либо персонажи кукольного дома часто имеют высшую цена и приобретаются коллекционерами, собирающими определенные сувенирныесерии. В то же время используемые в песочной терапии фигурки обязаны вызывать у клиента живой энтузиазм, который он далеко не постоянно в состоянии объяснить. Онможет управляться характером фигурки, её размером либо окраской, определенными отдаленными ассоциациями с ней, а также материалом, из которогоона изготовлена. Если имеет особенное значение материал фигурки, это заметно по ряду признаков. Так, к примеру, клиент может выбрать древесную фигурку собачкииз комплекса остальных фигурок собак из пластмассы, дерева, стекла, сплава, глины либо камня. Время от времени разные фигурки, составляющие песочную композицию - людей,инструменты, транспортные средства либо животных - изготовлены из одного материала, такового как сплав, дерево, стекло либо минералы. Во всех этих случаяхматериал будет иметь для клиента определенное значение.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИНАБОР ПРЕДМЕТОВ
Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр.Они разделяются на несколько категорий, любая из которых включает ряд подгрупп. Для сотворения такового комплекса могут потребоваться годы, хотя само посебе это является увлекательным занятием. Все предметы обязаны быть довольно прочными, чтоб не разрушаться от неумелого обращения и действия водой.Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтоб недопустить их повреждения. Постоянно есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется очень большой и её размеры не дозволят удовлетворить сиюминутныепотребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личного роста ипризвана побуждать клиента к изменению и реализации собственного творческого потенциала.
Ниже перечислены главные предметы, используемые впесочной терапии. Они разделены на несколько категорий, связанных с характером живых существ, которые послужили образцами фигурок. Любая из этих категорийвключает живые существа, обитающие в той либо другой среде - на земле, в воде либо в воздухе. Хотя понятие "огонь" в этот список не входит, клиентможет обозначить связь выбранных им предметов с огнем - животных, ведьм, духов, бесов либо ритуальных объектов. Психотерапевт может дополнить набориспользуемых им миниатюр всем, что представляется принципиальным ему и его клиентам.
Типы предметов, используемых в песочной терапии
1. Люди: обязаны быть различного возраста и пола. Нужно также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Обязаны быть представлены различные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по способности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и чернокнижников, боги и богини различных народов, а также ангелы.
2. Наземные животные: эта подгруппа обязана включать изображения диких животных - млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, жителей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных разных видов), доисторических животных - таковых как динозавры, животных из мультфильмов.
3. Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.
4. Водные жители: к данной подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-клинок, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.
5. Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа обязана быть представлена характерными для различных народов разнообразными домами, - от малеханьких и скромных до огромных и богато украшенных, а также пещерами, палатками либо шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор обязана входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.
6. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также различные продукты в достаточном количестве.
7. Деревья и остальные растения: эта подгруппа обязана включать различные виды деревьев, по способности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. Д. (Время от времени можно употреблять и настоящие растения).
8. Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
9. Транспортные средства: эта подгруппа включает различные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велики, авто, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
10. Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. Д.
11. Объекты особенного рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, монументы и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, орудие.
12. Аксессуары: ткани, фото, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.
13. Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камешки, кости, окаменелости, куски сплава и дерева, сухие растения, желуди, семечки, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.
размещение предметов
традиционно миниатюрные предметы размещаются на полках. Они могут быть сгруппированы по категориям(люди, животные, дома и т. Д.). Некие психотерапевты ставят предметы различных категорий вперемешку друг с другом, для того чтоб клиент комбинировал их посвоему усмотрению, выбирая и включая их в свою композицию. Когда предметов так много, что они не умещаются на полках, можно воспользоваться прозрачнымипластиковыми емкостями, помещая в них предметы определенного типа. Так, к примеру, в одной емкости могут находиться рыбы, в другой - домашние животные,в третьей - лошади, в четвертой - младенцы, в пятой - деревья и т. Д. Это дозволяет сэкономить пространство и клиенту поиск подходящих ему предметов, а также облегчаетуборку. После сессии психотерапевт, разбирая песочную композицию, время от времени не имеет времени на то, чтоб очистить все предметы от песка. Проще помытьпредметы, находящиеся в пластиковом контейнере, чем всякий раз стирать пыль и песок с полок и стоящих на них сотен предметов.
ГЛАВА 10

КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Любые предметы либо материалы, используемые в песочной терапии, могут быть выбраны клиентоминтуитивно. Но, будучи включенными в песочную композицию, они стают знаками, обозначающими остальные предметы и определенные свойства. Краткаяклассификация применяемых в песочной терапии материалов может помочь понять символическое значение, связанное с внедрением песка, воды и техматериалов, из которых изготовлены миниатюры.
ПЕСОК И ВОДА
Песок
Песок является естественным природным материалом, имеющимся миллиарды лет. Он подвижен илегко меняет свою форму; он может быть рассыпан на плоскости либо образовать большие формы; внедрение песка в песочной терапии не просит каких-либофизических усилий; клиент может работать с песком руками либо употреблять те либо другие инструменты; создание из песка разных форм просит определенныхзатрат времени и дозволяет передавать метафорические виды, чувство бесконечности, неустойчивости и конфигураций, равнодушия и целый ряд остальных.
Вода
Вода также является естественным природным веществом, имеющимся с незапамятных времен. Она можетнаходиться в жидком, жестком либо газообразном состоянии; не имеет неизменной формы; манипуляции с водой в песочной терапии не требуют каких-или физическихусилий; её невозможноконтролировать; вода может выступать в качестве метафоры глубины, покоя, бурного движения, чистоты и т. Д.
МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХИЗГОТОВЛЕНЫ ПРЕДМЕТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
сплав
Во многих культурах сплав рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Различные металлыассоциируются с различными планетами и богами. Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро - с Луной; свинец - с Сатурном, железо - с Марсом, медь и бронза - сВенерой, ртуть - с Меркурием (Cooper, 1978, р. 105).
Камень
Во многих культурах камешки символизируют кости Матери-Земли, крепкость, бессмертие и вечность. Камнииспользуются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камешки являются фаллическими знаками. Не считая того, камень может выступать вкачестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом (Cooper, 1978, р. 160).
Стекло и кристаллы
Кристаллы образуются глубоко под землей под действием высокой температуры и давления в течениемногих тыщ лет. Краса кристаллов раскрывается нам, только когда их извлекают из земли. Они символизируют исцеляющее действие психотерапии, котороестановится вероятным вследствие глубочайшей внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взглядам клиента и психотерапевта затемпредстают их результаты. Стекло является результатом производственной деятельности человека. Оно различается чистотой, прозрачностью и прочностью. Икристаллы, и стекло также символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт (Cooper, 1978, р. 48).
Минералы
Набор предметов для песочной терапии включает минералы различного цвета и степени обработки - как внатуральном виде, так и отшлифованные. Некие кристаллы кварца совершенно недороги, но создают мощное впечатление. Минералы символизируют скрытыеценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красы и обеспеченный потенциал природного начала.
Дерево
Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все.Обработка дерева с внедрением разных инструментов символизирует упорядочение хаоса. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом либо ложемновобрачных (Cooper, 1978, р. 194) Семечки деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.
Раковины
Раковины всех форм символизируют связь с водой и луной. Форма неких раковин ассоциируется сженскими гениталиями. Улитка вылезает из раковины подобно ребенку, появляющемуся на свет из материнской утробы. Жемчуг формируется в теле устриц.Жизнедеятельность моллюсков связана с лунными фазами. В целом раковины рассматриваются как знак сексапильности, плодородия и рождения - физического идуховного (Eliade, 1991). посреди используемых в песочной терапии предметов обязаны быть раковины различных форм и размеров.
Кости
Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Сразу они напоминают о смертии краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа маленьких животных, а такжепластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей.
Перья
Перья символизируют истину. Они ассоциируются с небом и ветром, легки и напоминают о полетах к иныммирам. Окраска и принадлежность перьев к различным видам птиц определяют их специфическое содержание, что отражает внедрение перьев в различныхцеремониях (Cooper, 1978, p. 65).
Пластмасса
Пластмассами именуются
любые типы синтетических либо естественных материалов,которым в тот момент, когда они мягкие, может быть придана та либо другая форма, после чего они затвердевают. К ним можно отнести многие виды резины, полимеры,производные целлюлозы, казеиновые материалы и протеины (New Webster's Encyclopedic Dictionary of the English Language 1997, р. 509).
Пластмассы могут символизировать различные виды упаковок и продукты промышленного производства, современное общество и характерное длянего рвение создавать внешний эффект для того, чтоб как можно выгоднее реализовать тот либо другой продукт либо идею.





   Еще работы данной категории:


Сибирская язва
Сибирская язва Сибирская язва (синонимы: злокачественный карбункул; anthrax - англ.; Milzbrand - нем.; charbon, anthrax carbon - франц.) - Острая инфекционная заболевание, протекающая в большей степени в виде кожной формы, реже....

Биоценоз–сберегающая терапия кишечных инфекций у детей
Биоценоз–сберегающая терапия кишечных инфекций у детей А.А. Новокшонов, В.Ф. Учайкин, Н.В. Соколова, О.Н. Тихонова, О.Ю. Портных При инфекционном процессе, в том числе при кишечных инфекциях, иммунная система....

Этические трудности трансплантологии
Этические трудности трансплантологии В. В. Розанов утверждал: «Смерть также метафизична, как и зачатие». Для религиозного сознания это разумеется. Для антропоцентризма данное суждение приобретает смысл только в конкретных ситуациях....

Состояние иммунной системы у подростков
Состояние иммунной системы у подростков ВВЕДЕНИЕ С учетом соматического, психологического и общественного созревания можно считать хорошим предложение экспертов ВОЗ (1977) считать детьми лиц в возрасте 10-20 лет, как это....

Терапия (бронхиальная астма)
Этот файл взят из коллекции Medinfo http://www.doktor.ru/medinfo http://medinfo.home.ml.org E-mail: medinfo@mail.admiral.ru or medreferats@usa.net or pazufu@altern.org FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov Пишем рефераты на....

Дягиль лекарственный (дудник)
Дягиль лекарственный (дудник) Archangelica officinalis (L.) Hoffman. Двулетнее либо многолетнее травянистое растение высотой до 2 м. Ствол голый, цилиндрический, прямой, округлый, полый. Корневище короткое,....

Перитонит
Перитонит Перитонит - воспаление брюшины, сопровождающееся общими симптомами заболевания организма с нарушением функции жизненно принципиальных органов и систем. В зависимости от характера выпота различают серозный, фибринозный,....

Опухоли
Строение опухоли, характеристики опухолевой клеточки. Внешний вид опухоли разнообразен. Может иметь форму узла, шляпки гриба, цветной капусты. Поверхность может быть гладкой, шероховатой, бугристой, сосочковой. Опухоль может быть....

Особенности лекарственной терапии у детей
ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ ОБЩИЕ РАССУЖДЕНИЯ При лечении детей нужно выделять группу новорожденных (до 4 нед жизни), детей грудного возраста (до 1 года), ранешнего и школьного возраста (включая подростков). Для....

Отечный синдром
Отечный синдром - лишнее скопление воды в тканях организма и серозных полостях, проявляющееся увеличением размера тканей и конфигурацией емкости серозной полости, конфигурацией физических параметров и нарушением функций отечных органов и....

Варикозное расширение вен нижних конечностей
Варикозное расширение вен нижних конечностей Варикозное расширение вен нижних конечностей  расширение поверхностных вен, сопровождающееся несостоятельностью клапанов и нарушением кровотока. Первичное варикозное расширение....

Расстройства кровообращения
16/09/96 ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ТЕМА: РАССТРОЙСТВА КРОВООБРАЩЕНИЯ Расстройства кровообращения в пределах целого организма имеют в собственной базе функциональные конфигурации всех органов и систем и до этого всего ....